БАШНИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ…

БАШНИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ…Никто, даже практики и теоретики castells не могут точно определить к чему ближе этот род деятельности – к спорту или к искусству.
«Живые пирамиды» - различные сооружения из нагромождения людей друг на друга известны миру давно и в разных формах, но вряд ли сегодня существует другой такой аналог, ставший на уровень национального помешательства и гордости, какими для Каталонии стали castells. Ни один праздник в провинции не обходится без конструирования «живых башен», нет ни одного городка или крупного поселка, где бы не было своей colla – группы кастельеров (castellers). Каждый уважающий теле и радио канал, местная газета считает своим долгом посвящать программы и газетные полосы «вестям с полей», а точнее с площадей, где проходят представления castells. Каталонцы так гордятся и так, с позволения сказать, «носятся» со своими «живыми башнями», что у стороннего наблюдателя может сложиться впечатление, что они – неотъемлемая часть национального каталонского самосознания, как язык, история и традиции и что от роду им никак не менее двух тысячелетий, а корни проникновения нужно искать в вездесущих римлянах.
Ан нет. Такой популярный ныне в Каталонии вид времяпрепровождения пришел из соседней Валенсии. Хотя каталонцы не были бы сами собой, если бы не переделали заимствованное на свой лад. А было дело так. В XVII веке в пограничных с Валенсией районах стал как-то очень популярен тамошний танец muixeranga. Сельчане выделывали фигуры под звуки барабана и свирели, а когда музыка смолкала, давая понять, что тур танца закончен, все его участники строились в небольшую «живую пирамиду». Шли годы и части как-то сами собой отделились друг от друга – что называется, мухи в одну сторону, котлеты – в другую. И зажили castells своей жизнью.
Родиной того, что сегодня вытворяют на площадях каталонцы по праву можно считать городок Valls в провинции Таррагона. Здесь в те далекие времена сложились две группы – colles. Одна – крестьянская, в другую вошли ремесленники. Они постоянно соревновались, кто выше построит свою пирамиду. Но винодельческий кризис, как сказали бы сейчас, конца XIX века заставил многих крестьян повырубить свои больные виноградники и переселиться в поисках счастья в город. Colles стали терять бойцов и прогресс по высотному «строительству» затянулся – не хватало материала – людей. Но в 20-ом году уже прошлого столетия к зачахнувшему искусству пристрастились Таррагона и Baix Penedes и пошло по накатанной, с тех пор популярность castells только росла, а вместе с ней и достижения «живого строительства». Нынче «башни» строят в девять или десять ярусов, это примерно по12-15 метров в высоту.
Происходит это преимущественно на праздники – городские или национальные. Если в толпе праздно гуляющих сельчан вы встретите некоторую группу в белых брюках, синих или красных рубахах, подпоясанные широким поясом и с горошковой банданой на голове, знайте – это не историческая реконструкция и не костюмированное представление. Перед вами спортсмены и вскорости вас ждет захватывающее зрелище.
Но сначала об униформе, поскольку для самого представления она имеет непосредственное значение. Не припомню другого такого спорта, кроме, пожалуй, восточных единоборств, где бы каждый предмет экипировки имел бы такую функциональную нагрузку. В облачении кастельера нет лишних деталей, а положение банданы или тугость завязанного пояса или прочность полотна могут сохранить или погубить чью-то жизнь. Вся одежда кастельера изготовлена только из очень прочного толстого материала, ведь карабкаться им приходится только по штанам и держаться только за рубахи соседей, поэтому от того, треснет ли рукав или штанина зависит, устоит пирамида или свалится с 10-ти метровой высоты. Так уж сложилось, что брюки кастельеров всегда белого цвета, при этом у тех, кто поднимется выше остальных, они обязательно закатаны до колена. То же необходимо сделать и с рукавами рубахи, а кончики воротника опытный пирамидчик зажимает во рту, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего случайно не повредили кости ключицы или шеи. Цвета толстовок четко регламентированы и распределены по различным группам. Тон рубахи – один из отличительных знаков кастельеров одной colla от другой. Они могут быть красными, синими, зелеными или желтыми. Допускаются для особых любителей апельсиновые и черные, но классика здесь все-таки больше в моде. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. На рубахе разрешено иметь один нагрудный карман, на него часто пришивают эмблему группы. Важнейшая часть гардероба – faixa – черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Перед выступлением каждый кастельер при помощи товарища плотно обкручивает поясницу этим самым поясом. Процесс этот носит название enfaixar-se и не терпит никакой суеты. Поскольку faixa – не украшение, как у тореадора. Во время выступления он как бандаж защищает спину кастельера и служит ступеньками на верх для поднимающихся. Самые длинные - в несколько метров пояса у тех, кто стоит в основании и на нижних «этажах» пирамиды – именно на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».
Кастельерская бандана (mocador) обязательно должна быть красная в белый горошек. Кастельеры нижнего яруса повязывают ее на голове, чтобы спрятать волосы и чтобы пот не заливал глаза. Стержень башни обычно повязывает бандану поверх пояса, чтобы он не смещался, а «альпинисты» пятого, шестого яруса завязывают косынку на ноге, как дополнительную лесенку карабкающимся на самую верхотуру.
Castells - удивительное явление. В этом спортивном искусстве нет ни полов, ни возрастов. Участвовать в постройке могут и мужчины, и женщины, и пожилые, и молодые, и подростки и даже дети. Это самый демократичный вид спорта, основанный на доверии и взаимовыручке. И это единственный вид спорта, где нет соперничества и соревнования между «сборными». Признаюсь, когда я в первый раз увидела массовое выступление трех групп кастельеров из различных городов, я поразилась, как искренне они огорчались, когда у «соперника» БАШНИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ…разваливалась башня или радостно вместе с ним кричали после удачного «возведения», как перемешивались цветные рубахи в нижнем основном ярусе – помочь, сделать подъем безопаснее, огородить соседей от травм при падении – вот главная забота «соревнующихся».
Ведь castells одно из самых опасных искусств. Здесь тоже, правда не так часто, случаются серьезные травмы и переломы. Самая сложная и рискованная задача отводится самым маленьким участникам группы – именно они залезают на самую вершину и падение с 10-ти метровой высоты может причинить пятилетнему ребенку серьезную травму. И поэтому каждый ярус пирамиды выстраивается так, чтобы предотвратить падение или максимально смягчить его.
Все в представлении «живых башен» регламентировано и расписано. Первыми на площадь выходят музыканты. У каждой группы свой «маленький оркестрик» - grallers - свирель и барабан. Они играют мелодию «Toc d’entrada a plasa» и площадку заполняют «строители». Начало второй мелодии – «Toc del castell» говорит участникам и зрителям, что «возведение» началось.
Управляющий построением – cap de colla – командует, кто встанет в основание пирамиды – pinya – шишка. Самый сильный кастельер встает в середину – он - agulla (игла). Спереди и сзади его вплотную поддерживают baixos (нижние). Устойчивость всей пирамиды зависит от плотности этой спайки. На них с четырех сторон нанизываются остальные составляющие el nucli (ядра). Замыкает сердцевину, как и положено в природе – оболочка – la part externa. Внешняя часть может быть какой угодно большой, обычно именно в нее временно вливаются представители других групп или даже простые прохожие и зрители. Ее функция - в случае чего ловить падающих. Иногда, когда башня предполагается очень высокой и сложной, для дополнительной устойчивости строят и дополнительные «шишки» - вторую – folre («подкладка»), или даже третью - manilles («браслеты»).
Как у любого растения, у «живой башни» - три части – корешки – pinya, ствол – tronc и плод – pom de dalt.
На устойчивую «шишку» забирается первый ярус «ствола». Босыми ногами они встают на плечи «ядра» и сцепляются руками. За ними «ползет» следующий и следующий ярус кастельеров. Движения неспешные и размеренные. Главное здесь сосредоточиться и найти точку баланса – малейшая неустойчивость – и башня летит вниз. Обычно «ствол» состоит из трех-пяти «этажей», причем, чем выше ярус башни, тем моложе ее «строители».
Когда «ствол» вырос, наступает время зреть плоду. Pom de dalt также делится на три части – dosos – два подростка, как плодоножка, аккумулируют нижестоящую структуру башни. Своеобразным мостиком их связывает l’acetxador – его роль всегда выполняет ребенок до восьми-девяти лет и всегда голову его защищает специальная каска.
Но главное действующее лицо представления – самый маленький кастельер – цветок, ради которого и «рос» весь этот ствол – l’enxaneta. На нее выпадает сложная и ответственная задача. Забравшись на pom de dalt, l’enxaneta должна перелезть через стоящую на карачках l’acetxador, при этом сделать взмах рукой и затем аккуратно слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды. Это кульминация «стройки».
Но действо еще не окончено. По правилам башню недостаточно удачно «возвести», ее еще нужно и успешно «разобрать». И хорошо известная нам поговорка «Ломать, ни стоить», здесь не подходит. Разбираться пирамида должна также аккуратно, и без падений, как и строилась. Только когда последний составляющий «столба» ступит на землю, работа считается выполненной, можно кричать «браво», хлопать в ладоши и обниматься.
Каждый этап – начало, подъем, взмах и спуск сопровождаются своей мелодией, так кастельеры узнают о происходящем над их головами. Потому во время выступления над площадью стоит гробовая тишина, нарушаемая только свирелью и барабаном, да корректирующими криками управляющего построением.
Длится процесс «возведения» не долго – всего – 5-10 минут, но если все проходит без сучка, без задоринки, трудно описать восторг, охватывающий площадь. Поздравления сыплются такие, будто бы группа выиграла Чемпионат Мира по футболу, разве что салюты в небо не пускают. Сия радость вполне объяснима, ведь некоторые башни по своей конфигурации бывают такими сложными и напряжение от ответственности каждого так велико, что всплеск эндорфинов превращается во всеобщее ликование.
На заре башнестроения главная задача кастельеров была забраться как можно выше. Нынешние их последователи стараются, сохраняя высотность, как можно больше усложнить конструкцию. Но это не значит, что традиционные простые разновидности castells больше не практикуют во время выступлений. Сложность башни исчисляется количеством человек на ярусе «ствола». Если на «этаже» один человек, значит пирамида одиночная, ее еще называют el pilar (столб), два – двойная - el dos или torre, соответственно el tres и el quatre – тройная и квартет. Это основной материал из которого потом придумывают более сложные. Например, башня классифицированная как «пятерка» состоит из одной «тройной» и пристроившейся к ней «двойной». Самая сложная, на мой взгляд, конструкция – «девятка» - «тройная» башня по середине и к каждому из ее «углов» пристроено по одной «двойке». В таких сложных случаях цветок-l’enxaneta должна перемахнуть через все составные двойки и тройки. Причем в строго определенном порядке, любая невнимательность и башня не засчитана – вся работа насмарку.
Но самая, опять же на мой вкус, впечатляющая из сложных конструкций – это «четверка с иглой по середине» - el quarte amb l’agulla al mig. Как говорится два в одном флаконе. Если в «пятерке» или «девятке» все участники уровня сцеплены между собой руками, то здесь одновременно строится две отстающие друг от друга башни – внешняя в виде «квартета», а внутри нее – простая одиночная pilar. Зрелищность такой пирамиды состоит в том, что после взмаха, l’enxaneta не спускается вниз, а становится на вершину «одиночной» башни. При этом внешний «квартет» спускается и в результате над «шишкой» остается только серединная pilar. Спускается «квартет» равномерно и очень быстро, создается впечатление, что с памятника сорвали прикрывавшую его ткань – и вот оно - творение великого зодчего – человеческой изобретательности и смелости.
Как у любого спорта, у castells есть свой сезонный календарь. Тренируются группы круглый год, а вот на публику выходят только в теплое время. Начинается все в марте с праздника Святой Иулалии. Затем идет длинная череда Дней поселков и городков, главные из которых – праздники городов-родоначальников – Таррагоны, Жироны, провинции Baix Penedes и Барселоны. 24 сентября – la diada de la Merce на площади перед мэрией каталонской столицы собираются три сильнейших colla страны на грандиозное представление.
Любое площадное выступление кастельеров начинается с того, что все три группы, каждая в своей части площади строит «одиночную» pilar. Затем в порядке очереди группы возводят свои лучшие башни. Каждой разрешают выстроить три. Завершается представление одновременной постройкой pilar, но уже на один уровень выше, чем начальная.
Одно из кульминационных событий сезона - 22 октября. Праздник в часть Святой Урсулы проходит в древней столице castells – городке Valls (провинция Таррагона). Для любого кастельера это своеобразный «гала-концерт», выставка «народных» достижений и фестиваль в одном флаконе. В небольшой городок съезжаются группы со всей Каталонии, гости из Валенсии, Андорры и Майорки. БАШНИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ…
Уникальность сastellers как вида спорта еще и в том, что несмотря на все правила и регламенты, внимание со стороны прессы, сводки результатов, амбиции и совместные выступления, ни одно из них не расценивается как соревнование. Все это лишь демонстрация искусства, достижений человеческой смелости, силы духа, контроля над своим телом и не более того. И лишь раз в два года на центральной арене для боя быков в Таррагоне осенью проходит «конкурс», похожий больше на грандиозный семинар по обмену опытом. Здесь каждая, даже начинающая colla может показать свои наработки и никто не назовет ее «лузером» или «салагой». Даже если одной из групп во время выступления не удалось построить до конца ни одной пирамиды, никто не признает ее побежденной, а кого-то победителем или даже лидером «табеля о рангах». Ведь эти люди приходят на площадь, карабкаются и рискуют исключительно из любви к своему городу, уважения к своим соседям и преклонения перед своим искусством.

Добавлено: 3-06-2010, 09:54
0
3 998

Похожие публикации


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх